В обычной жизни невнимательность редко считается симптомом – гораздо чаще она является состоянием человека, возникающим по причине чрезмерной усталости и стрессовых ситуаций. Однако стоит отличать вполне оправданную рассеянность от вызывающей подозрения. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без гиперактивности – это состояние, которое касается в основном учеников младших классов, имеющих затруднения в усвоении нового материала.
Разновидности
Есть люди, для которых невнимательность является характерной чертой темперамента. Они часто раздражают родных и коллег, поскольку до них практически невозможно достучаться с первого раза, и в общении приходится по нескольку раз повторять одно и то же. Некоторые ведут себя так постоянно, другие – только на работе, в которую погружаются с головой и теряют способность концентрироваться на чем-то другом. Есть и те, кто таким образом расслабляется после изнурительного трудового дня, оставляя без внимания все просьбы близких.
Синдром дефицита внимания имеет множество разновидностей:
- Истинная невнимательность проявляется тем, что человек впадает в полную прострацию, создавая впечатление своего отсутствия. Он не реагирует на обращенную к нему речь окружающих, глаза становятся пустыми, мимика теряет выражение.
- Мнимая рассеянность характерна для мечтателей или людей, которые долгое время концентрируются на одной цели. Человек решает конкретную задачу, не размениваясь на другие занятия.
- С рассеянностью учеников наверняка сталкивался каждый, кто учился в школе. В любом классе обязательно находится ребенок, который занимается на уроках совершенно посторонними делами, отвлекаясь сам и мешая остальным.
- Старческая рассеянность – состояние возрастное. У людей преклонного возраста очень часто снижается как память, так и способность концентрироваться на намеченной цели.
- Избирательная невнимательность – это привыкание к определенным постоянно присутствующим вещам, на которые человек попросту перестает реагировать. Например, люди привыкают к тому, как располагается мебель в квартире и практически не замечают предметов, ежедневно попадающихся на глаза.
- Мотивационно-обусловленное невнимание – состояние, при котором человек сознательно отгоняет мысли об определенных событиях, избегает контакта с конкретными людьми.
Причины
В большинстве случаев причины невнимательности имеют простое логическое объяснение, и не являются проявлениями серьезных патологий.
Например, рассеянность часто возникает вследствие:
- Умственного и физического переутомления.
- Нарушений сна.
- Монотонной работы, которая требует выполнения однотипных движений или полной концентрации на одной задаче.
- Привычки сосредотачиваться на конкретном предмете и игнорировать все, что не имеет к ней отношения (такой подход характерен, в частности, для ученых).
- Возраста – маленькие дети еще не умеют долго концентрироваться на одной и той же теме, а старики утрачивают к этому способность.
- Сильного волнения.
- Патологий головного мозга, психических отклонений.
Связанная с переутомлением неспособность сосредоточиться, вполне логична и проходит сама после должного отдыха, а вот синдром дефицита внимания, возникающий вроде бы без причины, нередко является проявлением психических расстройств.
Исходя из причины, различают несколько видов невнимательности:
- Недостаток концентрации и низкая способность к запоминанию характерна для очень чувствительных людей или тех, кто постоянно погружен в собственные мысли.
- Заторможенность, при которой человеку трудно быстро переключиться с одной темы на другую, нередко сопутствует гипомании или после эпилептического припадка.
- Неустойчивость внимания часто возникает у детей с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Для этого состояния характерны проблемы с запоминанием и успеваемостью в школе.
Помимо прочего, синдром дефицита внимания у взрослых может возникать на фоне таких патологий, как:
- остеохондроз;
- артериальная гипертензия,
- онкологические процессы;
- гипоксия (кислородное голодание);
- атеросклероз;
- сахарный диабет;
- мигрень;
- болезнь Альцгеймера;
- избыток или недостаток полезных микроэлементов.
СДВГ
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) врачи называют нарушение нормального функционирования ЦНС вследствие неврологических отклонений. Состояние может быть вызвано даже такими на первый взгляд безобидными факторами, как злоупотребление консервантами и пищевыми добавками, аллергия, чрезмерная любовь к сладостям, нарушения обмена веществ.
Очень опасным для нервной системы является повышенное содержание в организме свинца, поскольку оно может спровоцировать тяжелейшие патологии.
У детей
Синдром дефицита внимания у детей проявляется эмоциональной несдержанностью, бестактностью и развязностью в общении с окружающими, бесцельной гиперактивностью, при которой ребенок не может усидеть на месте и пары минут. Иногда у детей отмечается задержка в развитии речи, затруднения при выполнении тонкой работы (завязывании шнурков, вырезании или раскрашивании картинок). Такой ребенок импульсивен вплоть до неуправляемости, он не боится обидеть окружающих, быстро впадает в гнев и не умеет смиряться с поражениями.
Дети с синдромом дефицита внимания часто бывают агрессивны по отношению к другим (особенно это касается мальчиков).
Диагностика
Первым этапом выявления дефицита внимания является осмотр врача-невролога, цель которого – выявление неврологической симптоматики. После осмотра пациент проходит ряд тестов, направленных на оценивание уровня внимания, умственных способностей, работоспособности при долговременном умственном напряжении и так далее.
Инструментальные методы исследования, которые применяются для постановки диагноза:
- Анализ крови на сахар и микроэлементы, а также на содержание вредных металлов.
- Электроэнцефалограмма.
- Генетический анализ.
- УЗИ (ультразвуковое исследование) сосудов головы, МРТ.
Лечение
Лечение синдрома дефицита внимания основывается в первую очередь на методах психотерапии, коррекции поведения и нейропсихологической коррекции.
Родителям ребенка, которому поставили такой диагноз, нужно пересмотреть свои методы воспитания и руководствоваться определенным подходом:
- Разговаривать с малышом нужно негромко, не допуская окриков и употребления запрещающих слов.
- Необходимо четко организовать режим дня ребенка, не разрешая ему длительного просиживания перед компьютером и телевизором. Нужно почаще гулять с малышом, играть с ним в подвижные игры, записаться в бассейн.
- По возможности не ходить на шумные мероприятия с большим скоплением людей.
Медикаментозную терапию применяют только в крайних случаях, если методы психотерапии оказываются неэффективными. В этом случае для лечения назначают антидепрессанты, ноотропы, стимуляторы ЦНС и другие медицинские препараты.